Тенденции коммерческого строительства в регионах

Рынки торгово-офисной недвижимости городов-миллионников на сегодняшний день характеризуются высокой концентрацией объектов. В связи с этим деятельность девелоперских компаний, постепенно смещается в регионы, города с меньшим населением (до 250-500 тыс. человек).

Однако есть особенности, когда в рамках одного города могут разместиться только 1 или 2 крупных коммерческих объекта определенной площади. По результатам исследования Praedium ONCOR International, можно выделить 2 модели размещения, например, ТЦ в малых городах. В первом случае, когда город характеризуется как спальный район, с небольшим числом оплачиваемых рабочих мест и ограниченным потребительским рынком, оптимальным будет формат районного торгово-офисного центра площадью до 10-15 тыс. кв. м. Во втором случае, когда город имеет экономическую самостоятельность за счет развития внутреннего потребительского рынка, спрос на торговую недвижимость будет выше. В границах такого города смогут работать 1-2 крупных ТЦ с торговой площадью 20-30 тыс. кв. м и несколько средних и небольших районных торговых центров.

Перспективными городами для строительства торговых центров можно считать Смоленск, Пензу, Кострому и Калининград. Активно осваивается ритейлерами Восточная Сибирь. Так, по данным крупнейших аналитических агентств (Knight Frank, «Росдевелопмент», Jones Lang LaSalle), в Красноярске функционирует три крупных центра торговой площадью 30-60 тыс. кв. м, в Иркутске – также три объекта площадью 18-23 тыс. кв. м., в Улан-Удэ торговые комплексы располагают площадями от 9 до 28 тыс. кв. м, в Ангарске работает ТЦ 14,2 тыс. кв. м.

Емкость данных городов обусловлена относительно высоким уровнем жизни населения. Средняя заработная плата жителей Иркутской области составляет 30,2 тыс. руб., а жителей Якутии – 43 тыс. руб. Это заметно больше, чем в других регионах страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *